ДОПУСКИ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И ПЕРЕДАЧ
Стандарт ГОСТ 1643—81 на допуски относится к эвольвентным цилиндрическим передачам внешнего и внутреннего зацепления с делительным диаметром до 6300 мм, шириной венца до 1250 мм, модулем зубьев от 1 до 56 мм.
В нем установлены 12 степеней точности зубчатых колес и передач, обозначаемые в порядке убывания точности 1, 2, 3, ... до 12, причем степени 1 и 2 допусками не регламентируются (наиболее распространены 7—9-я степени точности).
Для каждой степени точности устанавливают нормы кинематической точности, плавности работы, крнтакта зубьев. Их можно комбинировать с учетом указанных в стандарте правил. Так, нормы плавности работы могут быть не более чем на две степени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням, более точным, чем нормы плавности работы.
Независимо от степени точности имеется шесть видов сопряжений зубчатых колес в передаче, обозначаемых Н, Е, D, С, В, А, различающихся между собой гарантированным зазором между зубьями и допуском на него, который (допуск) обозначается в порядке возрастания h, d, с, Ь, а, z, y, х.
Сопряжения зубчатых колес в передаче аналогичны свободным посадкам между валом и отверстием. Так, сопряжение Н с нулевым гарантированным боковым зазором можно сравнивать со скользящей посадкой. Сопряжение вида В гарантирует минимальный боковой зазор, при котором исключается возможность заклинивания передачи от нагрева при разности температур колес и корпуса 25 °С.
Обычно сопряжениям Н и Е соответствует допуск на боковой зазор h, а сопряжениям D, С, В и А — соответственно допуски d, с, Ь, а. Однако разрешается изменять виды допуска, используя при этом допуски z, у, х.
Примеры условного обозначения точности передачи.
1. Со степенью точности 8 по всем трем нормам, сопряжением D и допуском на боковой зазор d:
8—D ГОСТ 1643—81.
3. Термины, обозначения и определения (по ГОСТ 1643 — 81)
Термин |
Обозна-чение |
Определение |
Накопленная погрешность шага зубчатого колеса (ЗК) Допуск на накопленную погрешность шага ЗК |
Наибольшая алгебраическая разность значений накопленных погрешностей в пределах зубчатого колеса |
|
![]() |
||
Радиальное биение зубчатого венца |
Разность действительных предельных положений исходного контура в пределах зубчатого колеса |
|
Кинематическая погрешность зубчатого колеса. Допуск на кинематическую погрешность ЗК |
Разность между действительным и номинальным углами поворота ЗК на его рабочей оси, ведомого измерительным ЗК при номинальном взаимном положении осей вращения этих колес |
|
Погрешность обката |
Составляющая кинематической погрешности ЗК, определяемая при вращении его на технологической оси и при исключении циклических погрешностей зубцовой частоты и кратных ей более высоких частот |
|
Колебания длины общей нормали |
Разность между наибольшими W1 и наименьшими W2 действительными длинами общей нормали в одном и том же ЗК |
|
Колебания измерительного межосевого расстояния; |
Разность между наибольшими и наименьшими действительными межосевыми расстояниями при двухпрофильном зацеплении измерительного ЗК с контролируемыми при повороте последнего на полный оборот или соответственно на один угловой шаг |
|
![]() |
||
Местная кинематическая погрешность (КП) |
Наибольшая разность между местными соседними экстремальными значениями кинематической погрешности ЗК в пределах его оборота |
|
![]() |
||
Отклонение шага |
Дискретное значение кинематической погрешности ЗК при его повороте на один номинальный угловой шаг |
|
Отклонение шага зацепления (ШЗ) |
Разность между действительным и номинальным ШЗ (действительный ШЗ — расстояние между двумя параллельными плоскостями, касательными к двум одноименным активным боковым поверхностям соседних зубьев ЗК) |
|
![]() |
||
Погрешность профиля зуба |
Расстояния по нормали между двумя ближайшими друг к другу номинальными торцовыми профилями, между которыми размещается торцовый активный профиль ЗК |
|
![]() |
||
Суммарное пятно контакта |
Часть активной боковом поверхности зуба ЗК, на которой располагаются следы прилегания парного ЗК в собранной передаче после вращения под нагрузкой, установленной конструктором |
|
![]() |
||
Погрешность направления зуба |
Расстояние между двумя ближайшими номинальными делительными линиями зуба в торцовом сечении, между которыми размещается действительная делительная линия зуба, соответствующая рабочей ширине зубчатого венца |
|
![]() |
||
Дополнительное смещение исходного контура (ИК) |
Дополнительное смещение ИК от его номинального положения в тело ЗК, осуществляемое с целью обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора. Разность предельных смещений ИК |
|
![]() |
||
Средняя длина общей нормали (ОН) |
Средняя арифметическая из всех действительных длин ОН по ЗК. |
|
![]() |
2. То же, но требуется гарантированный зазор 700 мкм (не соответствующий ни одному из сопряжений при заданном межосевом расстоянии), допуск х:
8—700х ГОСТ 1643—81.
3. Степень точности 8 — по кинематической точности, 7 — по плавности работы, 6 — по контакту зубьев, сопряжение В, допуск на боковой зазор а:
8—7—6 Ва ГОСТ 1643—81.
Стандартом установлено значительное число показателей точности, применяемых для колес и зубчатых передач различных параметров и назначения. Для конкретных случаев изготовления колес и передач обычно применяют несколько показателей.
В табл. 3 приведены определения наиболее часто применяемых показателей точности.
В соответствующих таблицах норм точности размеры, указанные в скобках, даны для справки. В интервал модулей включается верхний модуль: например 6—10 мм означает: свыше 6, включая 10 мм. В стандарте приведены также некоторые дополнительные указания по использованию таблиц допусков, которые здесь не приводятся.